Замешаева Анастасия

Делайте что и как вам хочется
(Короткая заметка о жизни и творчестве Н. В. Демидова*)
гость номера
2003
ИЮНЬ
№6

 
  

     Сегодня важная встреча. Я хорошо подготовилась, но чувствую беспокойство, даже страх. Волнение мне мешает, я хочу от него избавиться. "Ну, что ты, перестань! Прекрати!" - говорю сама себе. Я начинаю думать не о задачах встречи, а о своих эмоциях, которые полностью мною овладевают. И я вспоминаю слова Николая Васильевича Демидова из книги " Искусство жить на сцене": "Вам нужно победить Нору, а Вы занимаетесь борьбой с собой".

     И я перестаю бороться с собой. И я говорю себе: "Переживаешь ? Переживай, сколько хочешь!" Даю полную свободу всему, что происходит во мне.

     Удивительный эффект! Получилось то, чего я не могла добиться переламыванием себя и уговорами: "Не волнуйся, возьми себя в руки!" Внутренняя энергия, которую я тратила на борьбу с собой, осталась свободной и перешла в дополнительное чувство уверенности и силы. То, что я сознательно тратила на преодоление своего внутреннего состояния, теперь заработало на преодоление внешних задач. Прекратив борьбу с собой, дав волю внутренним психическим процессам, энергия разрушающая трансформировалась в созидательную. На место растерянности пришла собранность, дрожащий голос стал сильным, замешательство сменилось быстрой реакцией на ситуацию.

     Для знакомства с Н.В.Демидовым, чья мысль оказалась столь простой и продуктивной, отправимся на берег Атлантического океана. Летом 1911 года семья К.С.Станиславского отдыхала в Бретани на вилле в городке Сен Люнер. Одним из гувернеров Игоря - сына Станиславского, был англичани Рэй, учивший английскому языку. Другим - Н. В.Демидов, ответственный за физическое воспитание.

     Все обеды проходили за оживленной беседой. Дождавшись паузы, Демидов начинал говорить о жевании и усваивании пищи. Со скоростью 12 слов в минуту, он сообщал о том, что каждый кусочек должен быть перетерт зубами в мелкую кашицу, смочен слюной и не должен быть проглочен, пока эта процедура не будет повторена 32 раза. Все попытки прервать себя, он пресекал, увеличивая не темп, а силу звука. Игорь покорно жевал, отсчитывая "жевательные процедуры" на пальцах. От этого Рэй наливался кровью, топал каблуками, бормоча не то проклятия, не то молитвы о ниспослании ему сил, чтобы вытерпеть этого йога Демидова.

     Демидов же не только поучал, но и слушал. Через несколько лет он оказался в числе специалистов "системы" Станиславского.

     К.С. Станиславский в книге "Работа актера над собой" пишет о Демидове: "Большую помощь оказал мне при проведении в жизнь "системы" и при создании этой книги режиссер и преподаватель Оперного театра моего имени Н.В.Демидов. Он давал мне ценные указания, материалы, примеры, он выссказывал мне свои суждения о книге и вскрывал допущенные мною ошибки". Демидов не был просто исполнителем или слепым фанатом гения Станиславского. Для этого он был сам слишком богатая и творческая личность.

     Родился Николай Васильевич в 1884 году, в семье актеров, владеющих своей текстильной фабрикой в Иваново-Вознесенске. Демидовы принадлежали одной из ветвей братьев Волковых, основателей русского театра.

     Учась во 2-м классе реального училища, маленький Николай получил двойку. Для него это оказалось дастаточным поводом уйти из жизни, застрелившись прямо в сердце. Пуля застряла около сердца и напоминала о себе всю жизнь физической болью. После выздоровления, ребенку запретили ходить в школу, переведя на домашнее образование с богатой библиотекой.

     В 16 лет, увидев борцов тяжелого веса, занялся этим видом борьбы и стал чемпионом России. Объехал с успехом всю Европу, к 27-ми годам заскучал и ... поступил в Университет на медицинский факультет. Во время 1-й Империалистической войны работал в госпитале. В источниках древней медицины отыскал спасительные рецепты для неизлечимого тогда заражения крови, приводящего всегда к смерти. В группе больных его лекарства спасли 8 человек из 10. Обрадованный успехом, он отправился лечить в другие госпитали. В одних с ним были холодно любезны, из других гнали, как шарлатана. Демидов это переживал как личную травму, и медицину бросил.

     Как раз в это время ему предложили место репетитора у сына Станиславского. Демидов связал свою судьбу с семьей Константина Сергеевича и его театром. Станиславский называл Демидова "богом театра".

     Николай Васильевич вел большую педагогическую работу, руководил школой актеров Малого театра. Во время 2-й Отечественной войны он возглавил труппу для Карелии из финнов, приехавших из США помогать СССР строить социализм (позже все они попали в концлагеря). Комиссия по оценке постановки никак не могла поверить, что артисты никогда не были профессионалами, настолько высоким был уровень исполнения. Из труппы был создан Карелло-финский театр. Это было возможно, так как Демидова всегда очень интересовала проблема раскрытия творчества актеров из непрофессионалов.

     О педагогической работе в 20-х годах в школе МХТ Демидов писал: "Чем мы лучше выполняли свое дело, тем хуже были результаты. Кое-кто из учеников вскоре разочаровывались в себе и даже совсем оставляли сцену. А неспособных среди них не было". Н.В. Демидов после нескольких лет работы выявил, что ошибкой был акцент на рассудочном подходе к творчеству, убивающим самое главное: непосредственность и непроизвольность.
У сороконожки скорпион спросил:
         - Как ты бегаешь?
         - Бегаю и бегаю.
         - А ведь у тебя 40 ножек. Как ты ими управляешься?
         - Поднимаю первую, а за ней сами идут другие.
         - Смотри: 1-я поднялась, 6-я еще только согнулась, 32-я только собирается сгибаться, а ... - Действительно, каждая сама по себе.
Стала следить: что же делает эта, когда та сгибается, а та приподнимается. Скоро она убедилась, что и ходит неправильно, и даже стоит и то не так, как нужно. Кончилось дело тем, что совсем зашел ум за разум.

     Пришлось из сострадания съесть сороконожку.

     Самое удивительное, что скорпион, который способен превратить жизнь в настоящий кошмар, находится в нашей собственной голове. Это мы сами, прежде чем сделать шаг, подумаем, взвесим все "за" и "против". Что же получается, мы не верим себе, не доверяем, боимся своей свободы и непроизвольности.

     В жизни человека происходит мнеожество процессов, о которых он может даже не догадываться: деление клеток, построение белка, окисление и т.д. Возможное вмешательство рассудка в естественные процессы могут только нарушить их здоровое течение. Желание взять все под контроль рассудка распространилось не только очень широко, но и воспринимается нормальным явлением. Даже легкое физическое недомогание лечат искусственно с помощью лекарств, игнорируя биологическую возможность организма справляться с ней. За невостребованностью собственных имунных возможностей естественно приходит их умирание. Спид - один из примеров отрицательного влияния, выбранного человеком приоритета собственного интеллекта над мудростью природы.

     Н.В.Демидов вспоминает один спектакль. Актерам предстояло играть надоевший спектакль. А с выпуском новой премьеры все актеры устали. Решили проговорить спокойно все слова, чтобы дирекция в следующий раз прислушивалась к состоянию актеров. И каждый выходил на сцену, не принуждая себя ни к чему, а как был, таким и выходил - усталым, рассеянным. Но так как актеры были абсолютно правдивы и не требовали от себя никаких противоестественных проявлений, то их личное "я" начало шаг за шагом втягиваться в обстоятельства пьесы. И произошло нечто совершенно до сих пор с ними небывалое: все актеры лично втянулись в жизнь пьесы, а втянувшись - не думая об этом - превратились, подлинно превратились в таких действующих лиц, какие в ней были написаны. Увлеклись этим новым для них истинно творческим состоянием. И спектакль был сыгран блестяще, как никогда ни до, ни после этого.

     Чтобы ответить на вопрос: "в чем заключается процесс нашей жизни", Демидов обращается к второй сигнальной системе Павлова. Подумайте о ломтике свежего лимона. Ваш рот будет наполняться слюной. Это не надолго, но это будет. Теперь ваше дело - или пустить себя на продолжение и разрастание этой невольной реакции, или остановить себя: "Что за ерунда! Никакого лимона ведь нет." Неразумно и опасно давать ход всем нашим реакциям, вызванным словом или мыслью. Мы привыкли сдерживать себя - затормаживать все проявления нашей непосредственности и отзывчивости.

     Но если реакции дать ход - она разрастется и может дойти до того, что захватит всего человека, и ее по справедливости можно будет назвать "пламенной". Поощрение свободы реакции, в этой отдачи себя реакции, - огромная сила.

     А не будет ли свобода быть самим собой опасна окружающим? Не лучше ли спрятать подальше разнообразие человеческого мира, в котором есть не только положительные, но и отрицательные, "некрасивые" качества.

     Именно задушенная внутренняя свобода рождает синдромы насилия. Разрушительность - следствие отказа человека от самого себя, собственной воли. Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительная тенденция. Чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению.

     Основная задача педагогической работы Демидова сводилась к обучению быть непроизвольным и свободным. Сложно найти в собственной жизни доказательства своей несвободы. Например, человек, уходящий из гостей, улыбается на прощание, говорит, что провел восхитительный вечер, что был безмерно рад видеть всех присутствующих. Дверь за ним закрывается. В лице его резкая перемена - появляется выражение глубокой тоски, почти отчаяния... Затем лицо снова скрывается под обычной маской.

     Мы так привыкли испытывать именно те чувства, какие от нас ждут, что лишь в порядке исключения можем заметить, что веселье было не наше. Это один из примеров подавления своих подлинных желаний и усваения чужих ожиданий, при котором они воспринимаются как собственные желания. Но мы не виноваты. С детства нас приучают подавлять нашу спонтанность, непосредственность, искренность. Но, если мы "обломаны" не до конца, давайте вслед за учениками Н.В.Демидова вернемся от "псевдо я" к подлинному "я".

     Он предлагает выполнить упражнение. Один человек будет действующим, другой - воспринимающим. Воспринимающему предлагается сидеть спокойно, ни к чему не готовиться, ничего не ждать, по возможности ни о чем не думать... Действующему предлагается в тот момент, когда это покажется ему необходимым, что-нибудь сделать со своим партнером: дотронуться до его щеки, до шеи, дернуть за рукав, коснуться волос, дунуть. Что-нибудь очень простое и, конечно, не доставляющее неприятности.

     Воспринимающий мгновенно и невольно (если он седя не сдержит) ответит каким-нибудь действием: отшатнется, схватит руку, вскочит, повернется, крикнет... Это будет так непроизольно и так быстро, что не уследишь... Во всякос случае, это у него сделается раньше, чем он мог бы что-нибудь сообразить.

     Вот эта быстрота, эта непроизвольность, эта рефлекторность и есть самое главное. Малейшая остановка на одну десятую долю секунды, и... все нарушено. Бросились в дело тормоза: непосредственность пропала, вспышка погасла.

     Ученик, конечно, и в этом случае что-нибудь в ответ сделает, но это уже не непосредственность, не первичное.

     Выглядеть это будет так. Я спокойно сижу. Вдруг сзади что-то коснулось шеи... Мгновенно сжались плечи и - бросок в сторону: освободиться, уйти! Очевидно, что-то мелькнуло в воображении, какая-то реальная, близкая опасность, - поэтому и плечи сжались, и бросок в сторону - начало защиты.

     Но тут же, почти в то же самое время - тормоз: "Стой! Что это такое?" И происходит ориентировка: оглядываюсь, оказывается, это рука моего соседа. Он улыбается, смотрит: сильно ли я испугался. И тогда я, видя, что ничего страшного нет, тоже улыбаюсь и потихоньку отвожу его руку.

     Это вторичная реакция. Первая была заторможена. То, что мелькнуло в воображении, и вместе с этим начавшееся движение - все это было приостановлено. Нам же важно именно первое - самое первое побуждение ( до тормоза, до рефлекса ориентировки). Вот его и надо культивировать. Надо пустить и себя, и все свое воображение именно на него - на самое первое побуждение.


*В тексте использованы только архивные материалы. Ссылка на автора обязательна. Более подробную информацию можно получить, связавшись с Анастасией Замешаевой через редакцию.

  
Миниатюры
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
E-mail
Эссе

     Лёгким бризом скользят по тебе ни то эмоции, ни то тонкие, почти бессловесные мысли, и кажется, что вот-вот ухватишь нечто ценное, важное, нечто такое, что если это правильно оформить, сформулировать, то больше уже никогда не будет стыдно за подобное бездеятельное сидение-созерцание-медитацию.
Проза


...Вот я схожу и вижу оборудованный под гостиницу пароход, вот мой очередной приют - каюта, на иллюминаторе свежая занавеска, рассветный луч солнца, поднимающегося над стеклом огромного выставочного центра. На чем же мы остановимся, на что обратим внимание? На занавеску. Ибо она, скрывая площадку причала, будоражит нас предвкушением... узнавания.
Киноэтюды

...Вместе картинками промышляли. Ну... потихоньку стал брать работы у прибалтов, у хохлов. На реализацию. Поставил продавцов. За товаром сам ездил. В Юрмале напоролся на дешевый янтарь. Плотно взялся за ювелирку. И пошло-поехало: открыл свой салон, нанял агентов, работы прорва, где уж мне до сомнительных фантазий, каждая минута дорога.
Миниатюры


     Так пусть, пусть знаками изъяснится: теперь самый скупой его жест дороже будет полноценной оратории.
     Вместо предупредительных, выставляем на всех перекрестках вопрошательные светофоры. А он их, сволочь, обходит, обходит, обходит. Провокатор дурацких вопросов охотно дает понять, что он единственный законный двойник исчезнувшего. И это единственный его знак, который мы понимаем недвусмысленно.
Экстрим



     15. После бега парень тяжело дышит, ему трудно подобрать слова, молча берет из руки девушки спичечный коробок. Возможный титр:
     твоя кухня переполнена газом
     16. Девушка переводит взгляд то с мобильника в его руке на спичечный коробок, то обратно на мобильник. Влепляет парню пощечину и захлопывает дверь.
Гостевая книга


Комментарии: Уважаемые зрители, это уже просто какой-то драйв, принимать себеподобных читателей за виртуальное раздвоение автора.Ну Рыбкин то сам разберется, а тебя Илюша поздравляю, поздравляю.
Миниатюры
Проза
Эссе
Киноэтюды
Гость номера
Экстрим
E-mail

наверх>>>
Copyright © 2003 TengyStudio  All rights reserved. гость номера      2003 ИЮНЬ №6